Подсказал Гайдаю, как могут выглядеть Трус, Балбес и Бывалый. Как сложилась судьба Феликса Ясюкевича

«Бриллиантовая рука», «Они сражались за Родину», «Любовь и голуби»… Как Ясюкевич, выжив на фронте, сумел стать соавтором десятков лент, вошедших в золотую коллекцию советского кино — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

На деревню дедушке

В первые несколько десятилетий жизни судьба Феликса Ясюкевича как две капли воды была похожа на тысячи судеб других людей, которым довелось родиться в 1923 году. Он появился на свет в деревне Веснино Верхнедвинского района Витебской области. В 1941-м ему исполнилось 18 лет. Едва успев окончить школу, был призван в ряды РККА. Сразу оказался на Западном фронте. В 1945 году 22-летний молодой человек вернулся в Витебск с орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Феликс отчетливо понимал: бесчисленному количеству его ровесников не удалось перевернуть страницу военного лихолетья. На ней их жизни оборвались, а он благодаря случаю и везению остался в этом мире для неведомого до поры предназначения.

Еще в школе Ясюкевич обнаружил в себе способности к изобразительному искусству. Сперва не придал этому значения. В довоенной деревне было не до самовыражения. На фронте, когда находил клочок бумаги и карандаш, делал зарисовки, этюды. Такой процесс позволял забыться в минуты затишья. Летом 1945-го Ясюкевич прочел в газете объявление о наборе студентов в Витебское художественное училище. Бравого фронтовика приняли безоговорочно. По окончании учреждения, спустя два года, его определили в оформители. Такая должность существовала в советские времена при каждом клубе и кинотеатре. Основная задача — рисовать на огромных щитах, которые потом вывешивали на фасад, рекламу фильмов. Внизу щита — расписание сеансов. Иногда Феликс просто перерисовывал официально изданный плакат ленты, лишь укрупняя его. Если же такового не имелось, до начала сеансов смотрел кино и рисовал коллаж на основе собственных впечатлений.

Обыватель не задумывается: помимо актеров, режиссера и оператора, над созданием каждого фильма трудится огромная команда. Вот и Ясюкевич совершенно случайно обратил внимание, что в титрах всегда прописан художник-постановщик. В местных библиотеках он не нашел ничего об этой профессии. И тогда, можно сказать, «на деревню дедушке» он написал письмо на художественный факультет ВГИКа. Молодой человек вкратце изложил свою биографию и задал вопросы, которые легко объединить в один: «Чем в кино занимается художник-постановщик?» Ответа почти не ждал.

Создавать миры

Спустя две недели Феликс получил из Москвы пухлую бандероль от имени заведующего кафедрой живописи и рисунка Фёдора Богородского. Тот был известен по картинам с изображениями революционных матросов, каковым сам являлся в молодости. Как художник-постановщик работал над лентами. В конце 1930-х стал одним из инициаторов организации художественного факультета в институте кинематографии.

В посылке находился не учебник, а нечто более ценное: сборник впечатлений и воспоминаний художников кино разных лет. Раскрыв его, Ясюкевич не мог оторваться от повествования. Оказалось, художник в фильме — человек, организовывающий пространство кадра, предметный мир на экране, включая костюмы и декорации. В его подчинении команда костюмеров, реквизиторов, строителей, гримеров. В павильонах он воссоздает кварталы городов прежних веков с оглядкой на особенности освещения, марку пленки, объективов, камер. А еще выбирает по всей стране съемочные объекты для каждой сцены, создает интерьеры. Например, пустыню Каракумы в Средней Азии может превратить в американские прерии… Все это с учетом бюджета ленты, компромисса с режиссером, договоренности с оператором. Вероятно, излишне самоуверенно, но Феликс подумал: он остался в живых, чтобы сотворить собственные миры.

Редкий диапазон

В 1954-м Ясюкевич окончил художественный факультет ВГИКа. Три года поработав ассистентом, в 1957-м начал карьеру художника-постановщика. Первые фильмы вернули молодого специалиста в военное прошлое. Правда, в необычном ракурсе. В них рассказывалось то, о чем недавно не шептались даже на кухнях. В картине «Трое вышли из леса» (1958) сразу после ухода бойцов на задание партизанский отряд уничтожают каратели. По окончании войны органы госбезопасности обвиняют их в предательстве. Им с трудом удается доказать невиновность. В ленте «Солнце светит всем» (1959) сержант Корень, не желая погибать, бросает свой расчет, обрекая его на смерть, и бежит с поля боя. Рядовой Савельев разворачивает орудие и уничтожает фашистский танк, при этом получает тяжелое ранение. После войны он приходит в школу работать учителем истории, где выясняется: директор учебного заведения — тот самый трус, бывший сержант Корень. Такое снимали только на заре оттепели.

Феликсу Ивановичу не приходилось изобретать что-то новое. Как фронтовик он по памяти воспроизводил военную обстановку на площадке. Гордился, что участвует в создании фильмов без однобокой бравады. Ему ли не знать, что война была разной.

По свидетельствам очевидцев, именно Ясюкевич подсказал Гайдаю, как могут выглядеть Трус, Балбес и Бывалый на съемках новеллы «Пес Барбос и необычный кросс» в альманахе «Совершенно серьезно» (1961). Ясюкевич приложил руку к созданию бренда. Не зря он стал художником-постановщиком пяти хитов Леонида Гайдая — от «Бриллиантовой руки» (1968) до «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992).

Поражает диапазон Феликса Ивановича. Художники-постановщики в кино часто группируются по темам, наиболее близким для них. Одни предпочитают работать с картинами о войне, другие проницательнее в возведении декораций для экранизации классики. Ясюкевич же был «всеядным» и успешным во всех жанрах. Например, в 1973-м он создал художественную атмосферу в фантастической ленте «Эта веселая планета». Пришельцы с альфы Центавра прилетают на Землю и попадают на празднование Нового года в клубе одного из советских НИИ в Академгородке. А в 1974-м он уже художник-постановщик сложнейшего кинополотна «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука. Почти сразу после этого Феликс Иванович нашел визуальное решение картины «Табор уходит в небо», раскрывающей непростую цыганскую тему. Позже сотворил очаровательное село и удивительные локации в комедии «Любовь и голуби».

Ясюкевич как художник-постановщик участвовал в создании свыше 40 лент. Прожил долго — 88 лет. Его фильмография оборвалась после развала СССР. Последние два десятилетия в судьбе Ясюкевича вновь типичны для поколения — мизерная пенсия, одиночество, забвение…

Минск-Новости

Читайте также:

«Было бы желание!» 86-летняя пенсионерка благодаря работе дворником смогла искупаться в Байкале и Японском море

Первый зампред Сбера Александр Ведяхин поговорил с Клаудио Франчески о коде долгожителя

Экспертная ветка по вопросам протезирования. Бесплатная консультация стоматолога-ортопеда

НАШИ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Поделиться с друзьями

Будьте в курсе событий вашего города

Будьте в курсе событий вашего города

Мы в соцсетях

Новости

17.01.2025
Спорт
В Китае 71-летний пенсионер стал звездой легкой атлетики

Цзинь Хуэй стал первым китайцем старше 70 лет, пробежавшим 100 метров менее чем за 14 секунд, завоевав пять золотых медалей на соревнованиях.

17.01.2025
Люди
Мария Давыдова. Носом к стеклу

Счастливые моменты, которые мы не всегда замечаем.